РРФ Лев Исаакович Шварцман
Инфо Портреты
Портрет
Сын
вне брака
Сергей
Львович
Листопадов
* 1892
† осень 1916
Жена
1896
Анна
Елеазаровна
Березовская
* 17.04.1870
† 19.02.1962
Дети
Татьяна
Львовна
Березовская
* 1897
† 1972
Наталья
Львовна
Березовская
* 1900
† 1993
Старшие сёстры
Софья
Исааковна
* 1862
† 1941
Мария
Исаковна
* 1863
† 1948
Мл. братья и сёстры
Михаил
Исаакович
* 25.07.1870
† 20.09.1937
Елизавета
Исааковна
* 1873
† 1943
Фаина
Исааковна
* 1873
† 1965
Дора
Исаковна
* 1870-е
Александр
Исакович
* 1882
† 1970
Отец
Исаак
Моисеевич
* 1832
† 1914
Древо рода
Предки
Цепь родства
31.01.1866 – 19.11.1938

Иегуда-Лейб; псевд.: Шестов философ

——— Сергей Малкин ———

[31.1 (12.2).1866, Киев, — 20.11.1938, Париж], русский философ-экзистенциалист и литератор. Окончил юридический факультет Киевского университета (1889). В 1895—1914 жил преимущественно в Швейцарии, с 1914 ― в Москве, с 1918 — в Киеве, с 1920 — в Париже.

Сочетая и по-своему акцентируя мотивы Ф. Ницше и Ф. М. Достоевского, Ш. предвосхитил основные идеи позднейшего экзистенциализма. Уже на рубеже веков, как бы в предчувствии будущих мировых катастроф, Ш. говорит о трагической абсурдности человеческого существования и выдвигает образ обречённого, но взыскующего своих суверенных прав «героя», бросающего вызов всей Вселенной. Ш. предпринимает пересмотр традиционной философии, требуя переместить точку зрения с мироздания на субъект. Провозглашая «философию трагедии», Ш. полемически противопоставляет её академическому стилю мышления как «философии обыденности» («Достоевский и Ницше. Философия трагедии», 1903). Он восстаёт против диктата разума над сферой жизненных переживаний и против гнёта безлично-всеобщего над личностно-единичным. Однако утверждение независимости индивида от любых детерминаций, включая общезначимые истины и общеобязательные нравственные нормы, приводит Ш. к гносеологическому релятивизму и имморализму. Хотя в начале 1910-х гг. безрелигиозный «апофеоз беспочвенности» (1905) сменяется пафосом веры в лютеровской формулировке «sola fide» («только верою»), миросозерцание Ш. не избавляется ни от абсурда, ни от произвола. Вера Ш. не имеет содержательных определений, и бог, не связанный с идеей логоса, выступает как идеал всемогущего своеволия «по ту сторону добра и зла». Правда, атмосфера безнадёжности вытесняется теперь духом доверия к основам жизни, имеющим, согласно ветхозаветному религиозному самочувствию, божественный источник; философскому умозрению Ш. противопоставляет откровение («Афины и Иерусалим», 1951; «Умозрение и откровение», 1964). Борьба Ш. с разумом приобретает гиперболический характер: познавательная устремлённость отождествляется с грехопадением человеческого рода, подпавшего под власть «бездушных и необходимых истин». Публицистический темперамент Ш. — мастера философского парадокса и афоризма, его едкая критика академического мышления создали ему известность на Западе (отклики у Г. Марселя (См. Марсель), А. Камю, Д. Г. Лоренса и др.).

Соч.: Собр. соч., 2 изд., т. 1—6, СПБ, 1911; Sola fide, P., 1957 (лит.).

Лит.: Асмус В. Ф., Лев Шестов и Кьеркегор, «Философские науки», 1972, № 4; Ерофеев В., «Остается одно: произвол», «Вопросы литературы», 1975, № 10; Camus A., Le mythe de Sisyphe, P., 1970, p. 41—42, 51—56; Wernham J. С. S., Two Russian thinkers, Toronto, 1968 (лит.).

https://runivers.ru/philosophy/lib/au...

http://shestov.filosoff.org

https://ru.wikipedia.org/wiki/Шестов,...

https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_...